ATELIER MENU
История трикотажа
20-30-е годы ХХ века:
время девушек в свитерах и мягких кардиганах
_______________________
часть 3
Десятилетия между двумя Мировыми войнами ускорили жизнь по обе стороны океана и сократили расстояние между ними. Мощная волна эмиграции из уничтоженной Российской империи в страны Европы и Америки, возвращение солдат домой после Первой мировой, развитие транспорта и увеличение доступности путешествий… Все это формировало потребность в комфортной одежде, обеспечивающей свободу движения.

Трикотаж отвечал новым требованиям не только эстетически, но и функционально. По сравнению с существовавшим в тот период ассортиментом швейной одежды трикотаж имел ряд преимуществ.
Вязаная одежда была более адаптирована к временам года; она была достаточно легкой, а значит - удобной для путешествий; за ней было легко ухаживать.
В 20-е годы модный трикотаж включал в себе прямые платья длиной до колен с заниженной талией; удлинённые, доходящие до середины бедер кардиганы и свитера из прямых полотен.

Автор – Евгения Кудрявцева
Дизайнер трикотажных изделий (бренд Fishlab Fashion), художник-иллюстратор. Больше интересных фактов об истории трикотажа: @history_of_knitwear/
Об авторе и ее бренде: @
fishlab_fashion
https://fishlab.fashion/

Жизнь изменилась после краха фондового рынка США в 1929 году. Последовала Великая депрессия. Если в 20-е годы с их роскошью мода позволяла себе эксперименты с женственностью, то в 30-е с их куда более сложной экономической ситуацией выстраивался классический и понятный образ. Талия поднялась на естественное место; одежда из прямоугольного холста для современного искусства вернулась к женственным силуэтам, повторяющим контур тела. Эластичность трикотажных полотен располагала к созданию полуприлегающего и прилегающего силуэтов. Один из обозревателей газеты «Уолтер» назвал 30-е годы временем «американской девушки в свитере».

Свитер гольф, 1932 год
Новые формы и силуэты требовали нового способа заполнения полотна. В 30-е годы формируется разнообразие мелкорельефных переплетений на базе чередования лицевых и изнаночных петель, разнообразные «плетенки», вариации «жемчужной вязки», а также ажуры с небольшим раппортом. С помощью таких полотен стремились имитировать ткань, что в понимании того времени делало вещь визуально более дорогой и статусной.
Такое заполнение формы, появившееся в 30-е, будет оставаться актуальным способом оформления женских плечевых трикотажных изделий в течение следующих 30 лет, до начала 60-х годов.
Ручное вязание во время Великой депрессии стало одним из самых доступных способов обеспечить свою семью теплой одеждой, а себя – модными изделиями.
Журналы Harper's Bazaar, Vogue, Mademoiselle, Ladie's Home, Woman's Day, McCall's, The New Yorker и другие предлагали женщинам создать стильные вещи самостоятельно. В продаже появились наборы для вязания свитеров и носков, которые включали в себя инструкции по вязанию и необходимую пряжу.
В 20-е и 30-е годы трикотаж сформировался в том виде, в котором мы знаем его сегодня: появилась футболка поло, трикотажное платье, свитер как часть женского гардероба, трикотажная двойка. И все эти новшества родились благодаря модельерам, а не ремесленникам или промышленникам, как раньше. В 1920-х трикотаж впервые стал персонифицирован.
Коко Шанель и базовый трикотаж
Одной из первых дизайнеров, обративших внимание на трикотаж, стала Коко Шанель. С ее легкой руки трикотажные платья и костюмы стали базовыми элементами гардероба. В 20-е годы она ввела в моду удобные трикотажные джемпера и костюмы из джерси. Русские эмигрантки, мастерицы Дома "Китмир", вязали для Шанель свитера, кардиганы и платья, делали вышивки и создавали аксессуары. Например, сама княгиня Мария Павловна взялась за выпуск вязанных крючком из синели шляпок. Тиражи достигали 1000 единиц на модель. До этого синель активно использовалась в XVIII веке, потом была забыта и возрождена сначала в вышивке, а затем и в вязании именно Домом "Китмир". Особенным моментом для трикотажа в работе Шанель был 1923 год, когда она познакомилась с герцогом Вестминтерским и начала создавать удобную трикотажную одежду для отдыха аристократов, например, верховой езды.

Коко Шанель, 1929 год
Соня Делоне и ар-деко
Другой русской эмигранткой, оказавшей огромное влияние на французскую и американскую моду 20-х годов, стала художница Соня Делоне. Ручное вязание в сочетании со стилем ар-деко породило "джазовые" свитера и кардиганы.
Так их назвал в 1922 году Велдон, издатель книги «Практическое рукоделие». Jazzjumpers имели интарсионные рисунки, включающие трапециевидные, зигзагообразные, геометрические формы, а также смелое использование ступенчатых форм и широких изгибов.

Соня Делоне, 1935 год
Эльза Скиапарелли и свитер с бантом
Свою версию соединения трикотажа и искусства предложила Скиапарелли. Ее свитер с как будто нарисованным бантом до сих пор является одной из самых цитируемых моделей. Свой первый патент модельер получила на купальный костюм без спинки: бюстгальтер на лямках, которые перекрещиваются на спине и застегиваются спереди на талии. Огромный коммерческий успех имела вязаная шапочка, похожая на трубочку.

Свитер Эльзы Скиапарелли
Жан Пату и спортивный шик
Жан Пату – родоначальник спортивной одежды. В 20-е годы спорт начал пользоваться популярностью по всему миру. Были возрождены Олимпийские игры. Жан Пату говорил: «Мои модели придуманы для занятий спортом. Я делаю одежду, на которую так же приятно смотреть, как и носить, и которая позволяет полную свободу движений".
Самой лучшей рекламой стиля Пату стала теннисистка Сюзанн Ленглен. Она произвела настоящий фурор, когда появилась на корте в белой плиссированной юбке из шелка длиной выше колен. Также на ней был кардиган без рукавов, а на голове красовалась оранжевая повязка. Это было на Уимбилдонском турнире 1921 года.

Сюзан Ленглен в комплекте от Жана Пату
Рене Лакост и его поло
Французский семикратный чемпион Большого шлема по теннису Рене Лакост говорил, что его «теннисная одежда была слишком громоздкой». И чтобы решить эту проблему, он сам разработал поло из белого хлопкового пике. Эмблема крокодила появилась из-за того, что американские журналисты называли Лакоста аллигатором, описывая его стиль игры. Поло стало настолько популярным, что, оставив теннисную карьеру, Лакост основал собственный Модный дом.


Теннисист Рене Лакост
Pringle of Scotland
Шотландская компания, существующая с 1815 года и по сей день, была основана Робертом Принглом. В XIX веке она производила чулочно-носочные изделия, затем белье и в начале 20 века перешла к созданию одежды. Но именно 30-е годы стали ключевой точкой в истории компании. Тот факт, что британская королевская семья проводила лето в замке Балморале, любимом доме королевы Виктории, оказался на руку шотландским производителям. Компания Прингла получила контракт на производство королевских свитеров для гольфа. В то же время первый официальный дизайнер компании Отто Вайс придумал комплект-двойку из топа и кардигана, прочно вошедшую в женский гардероб и существующую до сих пор.

Pringle of Scotland, 1933 год
John Smedley
Одним из самых значительных производителей белья и купальников в 20-е и 30-е годы был британец Джон Смедли. Он начинал карьеру в компании своих предков, существовавшей с 1784 года. Джон сделал акцент на очень тонких полотнах, редко выпускаемых другими производителями. Политика компании была описана в торговом документе 1934 года, который гласил, что успех компании основывается в первую очередь на знании свойств пряжи. Самой известной моделью марки была сорочка поло с воротником, планка которого была вывязана целиком с деталями переда.

John Smedley
Купальный костюм для мужчин
В 20-е годы трикотажный купальник стал повседневным решением обычной женщины, отправлявшейся на пляж. Мужские купальные костюмы в то время представляли собой короткий комбинезон или сочетание плавок с майкой. В 30-е годы не только женские, но и мужские купальники стали более откровенными и пришли практически к своему современному виду – плавки-шортики.
Так как эластичные волокна, позволяющие плавкам плотно облегать тело, еще не были изобретены, мужские плавки нередко имели пояс, надежно удерживающий их на теле.

Мужские плавки, 1930 год
Другие материалы на эту тему